Ваш личный психолог

+7 (916) 591 54 26

 

natalia.a.ponomareva@gmail.com

Главная  /  Проблематика  /  Личностные проблемы  /  Проблемы детей и подростков

Проблемы детей и подростков

на урокеКаждый взрослый человек был когда-то ребенком и, я думаю, практически каждый может вспомнить ситуации, которые его вводили в состояние тревожности, беспокойства, волнения, стресса и, возможно, детской депрессии. Однако возможность вспомнить детские чувства и обиды - это отнюдь не означает, что уже будучи взрослым, этот человек сможет верно найти решение подобной ситуации. Чтобы понять проблему достаточно иметь со своим ребенком особый контакт. Но чтобы решить ее, нужно не просто понять проблему, но и понять, что ребенок чувствует, знать особенности возрастного развития и возрастных потребностей детей, чтобы помочь ему, не навредив.

Детское развитие настолько стремительно, что именно на детский и подростковый возраст приходится больше всего кризисных периодов, которые сопровождаются расширением ребенком своих границ, негласный или гласный протест родителям и обществу, попытки самореализации и проч. Именно во времена прохождения ребенком этих кризисов возникают проблемы с детьми даже в самых благополучных семьях. Родители не могут найти верный подход к ребенку, сначала идут у него на поводу, чтобы избежать скандалы, затем они замечают, что ребенок пользуется их слабостями и манипулирует ими, и тогда они начинают резко ставить стену там, где раньше ее не было. Ребенок этого не понимает: почему вчера можно было, а сегодня уже нельзя? Отсюда возникает проблема как у ребенка, так и у родителей. В кризисные периоды, которые невозможно не заметить, я рекомендую всем родителям общаться с психологом, чтобы не упустить важного в развитии ребенка. Ведь кризис - это период новых возможностей, новых открытий, к которым ребенок неумело протаптывает своими ножками дорожку. Лучше лишний раз проконсультироваться с профессионалом, чем навредить ребенку.

Часто из лучших побуждений родители решают перевести ребенка из одной школы в другую, если у него не складываются отношения с коллективом, но станет ли ребенок от этого более самостоятельным в решении проблем, с которыми он сталкивается? Какой урок он себе вынесет из такого решения? "Я самый лучший, остальные меня не достойны, если что не так - бери и уходи". Никто не станет спорить о том, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенку школу "уроки мужества" могут пойти только в вред, но если не брать во внимание крайний случай, то можно заметить, что мало кто из родителей задумывается, почему ребенка обижают. Большинство старается научить его давать сдачи, не обращать внимания на обидчиков, найти авторитетного друга и т.п. Психолог Вам поможет понять, в чем причина, почему именно Ваш ребенок стал жертвой, что делать, чтобы уйти из этой роли, как научиться справляться в первую очередь с собой, чтобы окружающие по-другому начали воспринимать Вашего ребенка.

слезы ребенка

Другой не менее распространенный пример проблемы, связанной с детьми, - это реакция единственного ребенка на рождение младшего братика или сестренка. Нет ни одной семье, где посягательство на "царское" положение первенца не проходит бесследно. Некоторые дети проявляют недовольство открыто и активно в виде негатива к малышу, агрессии, капризов, частых болезней и т.п., пытаясь вернуть внимание мамы. Некоторые дети с виду как будто не замечают негативного для себя эффекта от появления крохи, однако внимательные родители замечают пониженное настроение, плаксивость, резкое нежелание уходить из дома и оставлять маму наедине с малышом, встречается появление энуреза даже в возрасте 5-7 лет, а также достаточно частым является появление запинок в речи, заикания и общего торможения в развитии ребенка вплоть до регрессии.

Дети умеют обижаться и часто используют обиды как оружие против родителей. Как реагировать на эти обиды? А если ребенку действительно больно? А если это манипуляция? А может, и то, и другое? Психолог поможет Вам разобраться в этом нелегком вопросе.

Вопрос выбора школы, возраста, в котором стоит пойти в школу, профессионального самоопределения подростка - очень важные. Нельзя тут принимать решение, полагаясь исключительно на предпочтения родителей. У каждого ребенка свои индивидуальные способности, свои потребности и возможности. Я помогу Вам учесть то, что важно именно в возрасте Вашего ребенка, чтобы выбор оказался наиболее взвешенным, обоснованным и полезным для личностного развития и становления ребенка.

Моя работа с детьми в возрасте до 10-11 лет, как правило, строится на том, что происходит знакомство со всей семьей, понимание проблемы, а затем в случае необходимости проведения терапии я работаю, как правило, с одним или с обоими родителями, уже без ребенка. В возрасте до окончания начальной школы ребенок тесно связан с родителями, и его проблемы есть олицетворение недопонимания с родителями или вообще личных проблем родителей (чаще мамы или того взрослого, кто больше времени проводит с ребенком).

В подростковом возрасте важным является положение в обществе, утверждение себя в качестве лидера. Если это не происходит, то ребенок начинает копировать чье-то поведение, перестает быть собой, а играет роль в коллективе, от этого у него возникают проблемы как в этом коллективе, так и в семье и в школе. Вопрос проблем подросткового возраста очень широко изучен, существует множество методик и техник работы с подростками. Особенностью является то, что в отличие от более младших возрастов, здесь работа ведется непосредственно с самим ребенком, а не с родителями. Они в данном случае играют второстепенную роль. Самое сложное - уговорить подростка прийти вместе с Вами на прием к психологу. В этом тоже Вам  поможет психолог.

Проблемы ребенка с учебой чаще всего тоже корнями исходят из каких-то изменений, происходящих с его психикой в ответ на изменений в семье, в коллективе, в его личности. Разобраться с этим и помочь ребенку найти мотивацию к учебе также поможет психолог.

Все эти эпизоды часто пугают родителей, однако у детей очень крепкая система стабилизации и саморегуляции, поэтому чем раньше Вы с ребенком придете ко мне с Вашей проблемой, тем скорее Вы заживете полной жизнью и выйдете на новый уровень общения с Вашим ребенком. Я буду очень рада Вам помочь. Звоните и пишите мне, задавайте свои вопросы. Я всегда с Вами.